«Переход людей к массовому творчеству как образу жизни сможет лишь русская культура...»
Михаил Делягин
Министерство просвещения РФ разработало инструкцию для руководителей школ и колледжей, которая предписывает противодействовать распространению сплетен, лицемерия и интриг среди сотрудников.
В тексте инструкции прямо говорится о пресечении слухов, проявлениях нечестности, подлости в коллективе.
Руководству вменяется в обязанность заниматься профилактикой конфликтов и вовремя выявлять несовершеннолетних и семьи, находящихся в социально опасном положении. Для этого необходимо вести индивидуальную профилактическую работу с учащимися, их родителями.
Методички разосланы в регионы. Утверждён регламент из пяти шагов для школьной администрации на случай конфликтов. На разрешение каждого этапа отводится от одного до трёх дней.
Задачник для Гагарина. Владимир Путин призвал к тектоническим изменениям в образовании
Дмитрий Дьяконов: Студент должен получить такие знания, чтобы его жена нарожала пятерых
Первоначально информация о происшествии должна быть передана руководителю учреждения. Установив все обстоятельства, назначают ответственного, и, если требуется, подключают правоохранителей.
На втором этапе выясняются все детали инцидента, проводится опрос участников, с привлечением, при необходимости, психологов. Определяются виновные.
Если урегулировать ситуацию на этой стадии не получается, руководству рекомендуется обратиться в специальную комиссию по урегулированию споров, создаваемую в каждом учебном заведении. На третьем этапе уже комиссия, изучив все материалы, выносит официальное письменное решение.
Четвёртый этап — контроль за исполнением решения администрацией. Если какая-либо из сторон конфликта хочет обжаловать решение, она может обратиться в региональную комиссию по защите профессиональной чести педагогов, в вышестоящие образовательные ведомства, в следственные органы или в суд.
Учебным заведениям рекомендуется активнее вести правовое просвещение как учеников, так и учителей. Для разрешения споров между ними предлагается использовать процедуры так называемой «медиации», а всем вовлечённым в конфликт обеспечивать психологическую поддержку. Администрации советуют уделять внимание возможным конфликтам интересов и защищать профессиональную репутацию педагогов.
Данная инструкция для работников образования утверждена на заседании Совета по защите профессиональной чести и достоинства педагогических работников, в котором участвовал министр Сергей Кравцов. Необходимость её создания обусловлена участившимися случаями нападений в школах.
Вот, например, в 2025 году было зафиксировано несколько инцидентов. В Санкт-Петербурге ученик нанёс ножевые ранения учительнице математики.
Ранее в городе Карталы Челябинской области школьница напала на преподавательницу физкультуры с маникюрными ножницами.
Уже раздаются предложения «исключать из школ учащихся, совершивших нападение на педагога». Вот только куда их потом девать? Другой ключевой вопрос: можно ли обстановку в школе оздоровить инструкциями?
Юрист и правовед Сейран Давтян считает, что одной лишь инструкцией обстановку в школе не изменить:
— Она задает формальный алгоритм действий после того, как конфликт уже произошёл и не гарантирует, что её будут применять с пониманием. Велика вероятность, что процесс превратится в бумажную волокиту и отчётность.
Инструкция не затрагивает корни проблем. Агрессия, сплетни, лицемерие часто возникают из-за глубинных причин. Это и огромная нагрузка на педагогов, вызывающая их выгорание, переполненные классы, авторитарный стиль управления, хронический стресс учителей и учеников, атмосфера конкуренции и страха.
Влияют социальные проблемы, неблагополучие в семьях, неравенство среди учеников, а в результате буллинг, травля. Высок общий уровень агрессии и нетерпимости в обществе, от которого школа не может изолироваться.
Эффективность инструкции на 90% зависит от того, кто и как её исполняет. Если директор или завуч не обладают авторитетом, формально подходят к работе, даже идеальный документ останется просто бумагой, ведь у них нет навыков той самой медиации.
Кстати, такой способ урегулирования споров при участии нейтрального, беспристрастного посредника, или медиатора помогает сторонам конфликта найти взаимоприемлемое решение самостоятельно. Он давно уже применяется в мире — на Западе, в Азии и вот теперь дошёл до нас.
Боюсь, на первом этапе регламент с короткими сроками может побудить администрацию не разбираться в сути, а как можно быстрее «закрыть» инцидент для отчёта, не решая его.
«СП»: Для чего же тогда нужна такая инструкция?
— Она даёт всем: директору, учителям, родителям — общий понятный алгоритм, на который можно ссылаться. Это снижает произвол и субъективизм в критической ситуации.
У администрации и комиссии появились права и обязанности действовать, вызывать стороны, запрашивать информацию. Без такого документа часто предпочитали «не выносить сор из избы».
Сам факт появления такой инструкции — сигнал от министерства, что проблема конфликтов признана на высшем уровне и требует системного, а не кустарного подхода. Чёткий порядок расследования и возможность обжалования теоретически должны защитить учителей от несправедливых обвинений и самосуда учеников или родителей.
«СП»: Что нужно добавить в комплект с данной инструкцией для реального оздоровления ситуации?
— Изменение кадровой и управленческой культуры. Подбор и обучение руководителей школ навыкам неадминистративного управления, медиации, созданию команды.
Будущее — за чайханами. Гастрономические предпочтения россиян задают Кавказ и мигранты
Олег Назаров: Суши-бары давно не актуальны, пиццерии в тренде, но клиенты предпочитают доставку
Нужен не один штатный психолог на тысячу учеников, а доступные программы для учителей по так называемому «эмоциональному интеллекту» — это образовательные и тренинговые методики, направленные на развитие умения распознавать, понимать, управлять своими эмоциями и эмоциями других людей, примерно, как в комедии «Управление гневом».
Нужна работа с причинами, а не со следствиями. Методики против буллинга, поддержка детей из групп риска, реальное, а не формальное взаимодействие с социальными службами. Когда педагог не находится в хроническом стрессе, у него будет больше сил для построения здоровых отношений в классе.
Инструкции должны быть не только спущены сверху, а разработаны и приняты с участием самих учителей, родителей, и, где это уместно, старшеклассников, — считает эксперт…
Короче говоря, инструкция Минпросвещения — это попытка создать «карту для движения в тумане среди волчьих ям». Но этого мало. Нужны еще навыки проводника, слаженная команда, желание и силы у всех дойти до нужного места. Без системной работы над психологическим климатом в школе инструкция рискует стать ещё одной бюрократической формальностью.
А ведь президент поставил задачу изменить всю парадигму подготовки кадров, предупредив, что это не лозунг, не пожелание, а важнейшая задача государства, системы образования, предпринимательского сообщества. Для этого нужно создавать доступную динамичную инфраструктуру, которая сама должна постоянно меняться вместе с требованиями времени. А времени отреагировать на стремительные перемены не так уж много, если оно вообще есть.
Поэтому на федеральном уровне и в регионах как всегда запоздало разрабатываются меры реагирования на застарелые и новые вызовы в системе образования. При этом кадры, которые нужно подготовить — это не функция, а люди, семьи, чьё благополучие и качество жизни — самое главное.